КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН 

10 ДЕКАБРЯ приглашаем на лекцию Петра Козорезенко "ПОЛВЕКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА"

АФИША мероприятий в Тверской областной картинной галерее на ДЕКАБРЬ

ПУШКИНСКАЯ КАРТА
EN

Выставка

Франсуа Мори. Memento mori

10 ноября — 3 марта

Выставка одного произведения из собрания Тверской областной картинной галереи.

Франсуа Мори (1861-1933). Молодая женщина с черепом (ванитас). 1933 г.


История искусств знает не так много примеров, когда картина, имеющая авторскую подпись и, на первый взгляд, ясный сюжет, в результате оказывается ошибочно интерпретированной. Тем более показательным является случай с полотном французской школы из коллекции Тверской областной картинной галереи.

Долгое время сюжет картины связывали с изображением Марии Магдалины, а монограммическую подпись художника, представляющую собой сплетенные буквы [M] и [F] и продолжение [avry], при поступлении в музей в 1922 году расшифровали как М. Фаври.

Однако при современном исследовании полотна было предложено трактовать монограмму иным способом – как F. Maury (Ф. Мори): во французском языке дифтонг «au» [о] предоставляет подобную возможность, поскольку начертание буквы «u» как «v» в XVIII и XIX вв. было распространено в рукописной практике.

Под такими инициалами значится французский художник второй половины XIX столетия Франсуа Мори (1861-1933). Сведений о нём сохранилось немного, и широкодоступны они стали лишь современным исследователям. Образцы подписи мастера на его эталонных работах обнаруживают соответствие с той, что имеется на полотне из тверской коллекции.

Франсуа Мори – художник салонного направления, работавший в самых различных жанрах, более известен как пейзажист. Родом из Марселя, где получил художественное образование в местной школе изящных искусств, которую закончил с первой премией по рисунку и живописи. Позже продолжил своё образование в Академии Жюлиана в Париже. Мори регулярно участвовал в выставках современного искусства в Париже и провинции, неоднократно завоёвывая там награды. Произведения этого автора хранятся в музейных и частных собраниях Европы и России.

Для его ориентальных работ свойственно преобладание тёплой золотисто-коричневой гаммы с глубокими темно-красными оттенками, любовь к головным уборам на манер тюрбанов и тяжелым металлическим украшениям, позволяющим продемонстрировать виртуозность передачи фактур. Полотно из собрания Тверской областной картинной галереи является одним из самых проработанных и завершенных в выявленном изобразительном ряду произведений художника.

Архивные документы содержат упоминание о ныне утраченной сопроводительной надписи на французском языке к этой картине: «О, размышляй и ищи свою душу в этом мёртвом черепе, где добро и зло - всё возникло и развивалось по твоей одной воле, о, женщина! Всеми добродетелями человек обязан тебе, ты делаешь его великим и низким, справедливым или лукавым, и чело самое гордое преклоняется [дабы ты могла] коснуться его своим перстом».

Текст принадлежит Огюсту Марену (1860-1904),  прованскому поэту, драматургу, чьи жизнь и литературная деятельность были связаны с Марселем. Современник, ровесник и земляк Франсуа Мори. Легко можно предположить личное знакомство двух молодых «людей искусства», и эта надпись – яркое свидетельство вероятного художественного союза двух представителей художественной богемы юга Франции.

Помимо установления авторства, перед исследователями встала проблема интерпретации сюжета полотна. В практике европейской живописи иконографический тип молодой цветущей женщины, погруженной в экзистенциальные раздумья, достаточно распространен. Он является или самостоятельным, или входит в композиции жанра vanitas, неизменным атрибутом коих является череп, символизирующий конечность и бренность бытия. Главная идея картин этого жанра – напоминание о преходящей природе всего живого, быстротечности жизни и тщете земных благ.

Образ Марии Магдалины в картинах порой тесно сопрягается с жанром vanitas, однако в данном случае обнаруживается ряд противоречий, несовместимых с данной трактовкой. В картине отсутствует прямая христианская символика, а обилие украшений на молодой женщине входит в противоречие с привычным образом Марии Магдалины в момент покаяния, чей внешний облик традиционно подчеркнуто аскетичен. Наша «Мария» являет зрителю скорее торжество женского начала, противостоящего вечности, нежели состояние покаяния или религиозного катарсиса. Сопроводительная надпись также толкуется в общефилософском, а не религиозном контексте, представляя собой медитативное размышление о жизни и о роли женщины как её истока.

Все вышесказанное и позволило предположить вариант трактовки сюжета картины через жанр vanitas, исключив непосредственные отсылки к иконографическому типу Марии Магдалины. 

Время работы:

ТВЕРСКОЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. – Чт.

11:00 — 18:00

Пт.

11:00 — 20:00

Сб. — Вс.

11:00 — 18:00

Касса закрывается за час до окончания работы дворца

Санитарный день - последний четверг каждого квартала

По средам зал древнерусского искусства на 1-м этаже Западной башни закрыт для посещения

ДВОРЦОВАЯ ОРАНЖЕРЕЯ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. — Чт.

11:30 – 17:30

Пт.

11:30 – 19:30

Сб. – Вс.

11:30 – 17:30

Касса закрывается за 30 минут до окончания работы оранжереи

ДВОРЦОВЫЙ САД

С 1 ноября 2023 года по 31 марта 2024 закрыт для посещения

Адрес:

170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 3

Купить билет