Тверская картинная галерея обладает редкой коллекцией замечательного мастера, заслуженного художника РСФСР, основателя Художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода Исидора Григорьевича Фрих-Хара (1893-1978). Представленные на выставке «Первый» произведения всесторонне характеризуют творчество художника, а также подробно рассказывают о его творческом пути. Декоративная пластика довоенного периода наиболее полно раскрывает этапы становления Мастера: от ранних работ с «кузнецовским бельём» к поискам новой декоративности в искусстве керамики. Путь к оригинальному колористическому мышлению и новаторскими скульптурным решениям Фрих-Хара совпал с «эпохой самоопределения русского фарфора и русской керамики» (Э.Ф. Голлербах), когда нужно было, с одной стороны, влить в традиционный материал достижения современного изобразительного искусства, с другой – втянуть «больших» художников в работу по созданию нового стиля. Сложившиеся условия дали возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал целой плеяде художников-керамистов, произведения которых стали классикой отечественного искусства. Сплотить круг талантливых мастеров и стать его лидером, возглавить Художественную лабораторию крупнейшего завода страны и стать неповторимым Мастером с индивидуальными находками в новой декоративности и цветовом решении – задачи, виртуозно воплощенные И.Г. Фрих-Харом на его творческом пути.
Несмотря на то, что Фрих-Хар не получил систематического художественного образования, а был практически самоучкой, его творчество стало классикой советского искусства довоенного и послевоенного времени. Мастер не был последователем какой-либо школы или художественного направления, хотя и входил в разное время в группы «Объединенное искусство» (с 1925 г.), Общества художников-станковистов (с 1926 г.), Общества русских скульпторов (с 1926 г.), объединения «Бригада скульпторов» (она же «Бригада восьми»). Становление его прошло через поиск «своего» материала. Для воплощения творческих идей Фрих-Хар экспериментировал практически со всеми декоративными материалами: известны его работы в дереве, камне (мраморе и граните), бронзе, стекле, фарфоре и фаянсе. Колористические искания были многообразны: раскрашивание и тонирование дерева, введение цвета в стеклянную массу и новые варианты огранки хрусталя, росписи по фарфору и фаянсу с применением широкой палитры глазурей, люстра и золочения. Однако подлинный авторитет он завоевал как мастер декоративной скульптуры из фаянса, яркой и красочной, по-своему фольклорной, где присутствуют лукавые, полные иронии образы: «…Я не мог позволить себе роскоши стать серьёзным художником», – заявил мастер к концу жизни. Наиболее органично это «наивное» ар-деко воплотилось в керамической пластике, которую Фрих-Хар открыл для себя в конце 1920-х гг. и посвятил ей всю жизнь.
Для изучения производства фаянса И.Г. Фрих-Хар начал приезжать на завод в селе Кузнецово с 1926 г. Для художника отличительным свойством, побудившим к нему обратиться, была особая «душевность» этого материала. Человечески теплое, наивное, детское, влюбленное отношение к миру, предельно естественная «живая пластичность», которую не мог дать фарфор с его ледяной твердостью, он нашёл в самом благодарном для себя фаянсе, который слушался его рук и сердца. Отмечая этот близкий ему аспект, Фрих-Хар писал: «… Когда имеешь дело в скульптуре с таким уже самим по себе декоративным материалом, как керамика, важно не застилизовать вещь, не сделать из нее холодную игрушку, а сохранить обаяние непосредственного чувства жизни». За несколько лет будущий мастер освоил практически все технологические процессы, перенимая опыт и знания в цехах и у потомственных мастеров, которыми славилась «бывшая кузнецовская» фабрика. Природная любознательность И.Г. Фрих-Хара и вдумчивый подход, а также стремление к пониманию всех сложностей и нюансов производства завоевали особое уважение к мастеру у его коллег. Он прошел все этапы рождения и создания фаянсовых образцов – от эскиза и формы для отливки к изучению качества материала, красок и глазурей. Фрих-Хар пробовал себя в роли модельщика, скульптора, живописца и для понимания всей полноты производственного процесса лично поработал и откатчиком, и грузчиком, и технологом, и шлифовщиком, и обжигальщиком. Декоративная скульптура «Носильщик тарелок» (автопортрет Фрих-Хара), представленная в постоянной экспозиции Тверского императорского дворца, – тому подтверждение. Он изображает себя не в образе одухотворенного художника, а в качестве простого рабочего, и это вызывает особое уважение.
В коллекции ТОКГ хранится достаточно большое количество произведений И.Г. Фрих-Хара. Условно этот комплекс можно разделить на образцы для массового производства, малосерийные произведения и уникальные памятники. Из последних наиболее интересны такие предметы, как скульптура-светильник «Негр под пальмой» и декоративная скульптура-ваза «Весна человечества» (исполненные, вероятнее всего, в 1926 г. в модном в период второй половины 1920-х г. стиле неопримитивизма). Оригинальное пластическое решение произведений в сочетании с терракотовой цветовой гаммой и матовой глазурью напоминает керамику первобытных народов Африки или Северной Америки.
Одними из наиболее ранних произведений мастера в собрании галереи можно назвать сухарницы «Снопы» и «Тракторист», а также кувшины «Трактористка» и «Яхты», выполненные на кузнецовском «белье», т.е. Фрих-Хар на первоначальном этапе экспериментирует с художественным решением, приспосабливая изделие к новым эстетическим предпочтениям государственного заказа.
В 1937 г. произведения художников первого состава Художественной лаборатории были широко представлены на Всемирной выставке в Париже и получили высокую оценку международной общественности. За изделия, демонстрировавшиеся на ней, завод был удостоен наивысшей награды — «Гран-При» Всемирной выставки. Среди награжденных золотой медалью была и скульптура И.Г. Фрих-Хара «Пушкин на диване».
Как участник Гражданской войны И.Г. Фрих-Хар не мог обойти вниманием тему мужества солдат – защитников Родины. В 1938 г. им была создана многофигурная скульптурная композиция «Чапаев среди бойцов» (полностью это произведение опубликована в книге Н. В. Воронова «Фрих-Хар» и обозначено как собственность автора). В коллекции Тверской областной картинной галереи хранится фрагмент композиции, вероятнее всего, это сохранившаяся часть от аналогичной скульптурной группы, выполненной специально для Ассортиментного кабинета Конаковского фаянсового завода. Охристо-коричневая цветовая гамма, разработка различных природных фактур, стремление к правдоподобному изображению участников действия характерны для произведений И.Г. Фрих-Хара и подчеркивают документальность и стремление автора к демонстрации индивидуальных черт персонажей.
Фрих-Хар был выдающимся скульптором-анималистом. Это направление его творчества говорит о многогранности его мировосприятия и о любви к природе и животному миру. Экзотические, дикие и домашние животные и птицы выполнены с большим мастерством и необыкновенной выразительностью, со знанием типических характеристик и повадок представителей животного мира («Львица», блюдо с тигром, собака «Манюня», голуби и др).
