КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН 

10 ДЕКАБРЯ приглашаем на лекцию Петра Козорезенко "ПОЛВЕКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА"

АФИША мероприятий в Тверской областной картинной галерее на ДЕКАБРЬ

ПУШКИНСКАЯ КАРТА
EN

Выставка

Рождение обновленной Твери

13 мая — 10 сентября

Рождение обновленной Твери: культурный контекст

Европейская гравюра XVIII в. из собрания Тверской областной картинной галереи  

 

В эти дни исполняется 260 лет событиям, определившим облик и дух Твери, задавшим содержание ее культурного кода. Большой пожар 12 мая 1763 г. дал Екатерине II основание развернуть здесь уникальный эксперимент. Современник писал, что императрица, «возлюбя прекраснейшее расположение места, монаршими своими щедротами воздвигла тут каменный город и вознесла его на такую степень знатности, что он ныне принадлежит к первейшим». Не считаясь с затратами, Екатерина создавала на месте прежней Твери идеальный город эпохи Просвещения – «регулярный», как сказали бы в XVIII в., то есть цивилизованный, рационально устроенный, лишенный средневековых пережитков. То, что получилось у Екатерины и ее ближайших преемников, резко выделило Тверь из круга русских городов, сопоставимых с ней по возрасту, традициям и степени урбанизации. В истории города начался «золотой век» – время, по протяженности действительно близкое к столетию, когда имя Твери звучало гордо и упоминалось всякий раз, когда речь заходила о правильном городском устройстве.

По мысли идеолога тверской стройки И. И. Бецкого, Тверь стала городом-концептом, местом выработки решений для применения в масштабах всей страны. Стремление использовать самые передовые и новаторские решения делало неизбежным массированное использование зарубежного опыта. Об этом напоминают французские гравюры XVIII в. – новые экспонаты Тверской областной картинной галереи, поступившие в ее собрание благодаря проекту «Екатерининская миля» и опубликованные в издании, вышедшем в рамках проекта. Предлагаемая ныне выставка дает редкую возможность увидеть их в подлиннике. Графические листы из цикла Ш.-А. Жомбера и Г. Перелля «Прелести Версаля и других королевских дворцов» (1766 г.) наглядно показывают преемственность знаменитого тверского трехлучия от одного из главных его градостроительных прототипов – планировки города Версаля. К этому же циклу относится гравюра «Машина Марли», напоминающая об экзотическом проекте водоснабжения Твери по образцу гидравлической системы, действовавшей в окрестностях Парижа. Тема строительных технологий XVIII в., применявшихся в том числе и в Твери, и бытовых сценок большой стройки иллюстрируется гравюрами из «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1762 г.), более известной как «энциклопедия Дидро».

Итоги работ в Твери вызвали встречный интерес французских мастеров графики, и классический парадный облик города, запечатленный с наиболее эффектного ракурса, стал сюжетом городских пейзажей, также представленных на выставке.

Время работы:

ТВЕРСКОЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. – Чт.

11:00 — 18:00

Пт.

11:00 — 20:00

Сб. — Вс.

11:00 — 18:00

Касса закрывается за час до окончания работы дворца

Санитарный день - последний четверг каждого квартала

По средам зал древнерусского искусства на 1-м этаже Западной башни закрыт для посещения

ДВОРЦОВАЯ ОРАНЖЕРЕЯ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. — Чт.

11:30 – 17:30

Пт.

11:30 – 19:30

Сб. – Вс.

11:30 – 17:30

Касса закрывается за 30 минут до окончания работы оранжереи

ДВОРЦОВЫЙ САД

С 1 ноября 2023 года по 31 марта 2024 закрыт для посещения

Адрес:

170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 3

Купить билет