Исаак Израилевич Бродский – художник парадоксальный. Он создал изобразительные каноны вождей коммунистической партии, в первую очередь Владимира Ильича Ленина. Он считался главным советским художником, лидером советской академической школы. Репродукции его картин издавались огромными тиражами: в учебниках, на календарях, в пропагандистской литературе. Этот образ – официального и даже официозного художника – надолго заслонил для нас другого Бродского, блестящего профессионала, любимого ученика Ильи Ефимовича Репина. А меж тем, он был автором лирических пейзажей, которые отличались тонкой проработкой деталей и воздушным ажурным стилем, и многочисленных портретов с утонченной и глубокой характеристикой модели.
Взгляните, как он изображает свою жену, какую необычную композицию выбирает для ее портрета. Она словно не главная здесь: мы смотрим на тихий, спокойный натюрморт с чайником: вот только что тут, за столом, сидели двое. Мы видим интерьер с белой скатертью и мягким светом лампы под зеленым абажуром. Мы чувствуем дыхание теплой летней ночи, в которой мерцают огоньки в окнах деревенских домов. Женщина – с краю, и все же все это – она: теплая, мягкая, уютная. Как будто без ее молчаливого, сосредоточенного на рукоделии присутствия ничего и не было бы: ни света лампы, ни синей летней ночи...
Исаак Изральевич Бродский (1883-1939)
Портрет жены художника за рукоделием. 1930 г.
Холст, наклеенный на картон, масло.
37х49 см.
Собрание Тверской областной картинной галереи.
