24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают святых Кирилла и Мефодия, которые создали кириллический алфавит.Сегодня мы расскажем о Четвероевангелии XVI века – самой ранней рукописной книге из собрания Тверской областной картинной галереи.
Текст каждого из четырех Евангелий открывается оглавлением и предисловием. Начальные листы богато украшены большими орнаментальными заставками, крупными инициалами (заглавными буквами), рамками на полях. Украшения выполнены в красках по золоту в роскошном нововизантийском стиле. Этот стиль возрождает в более изящных формах забытое золотописание домонгольского периода. Такое оформление характерно для русских памятников XV – XVI столетия. В это время Москва уже укрепилась как столица формирующегося Русского государства, а после падения Византии ощутила себя новым христианским центром: Москва – третий Рим. На Русь поступают и переводятся на церковнославянский язык многие образцы греко-византийской литературы. В этих условиях изобразительное искусство вновь обращается к византийским мотивам.
Начальнм листам каждого Евангелия предшествуют листы с вырезанной серединой и вставками из синей тафты в красочных рамках. Эти листы предохраняют краски на последующей странице.
Книга написана на бумаге европейского производства с водяными знаками. Текст выполнен древнерусским изводом церковнославянского языка беглым полууставом двух почерков. Красные строки (начальные) написаны вязью: тип древнего декоративного кириллического письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.
Переплет рукописи поставлен в первой половине XIX века: доски обтянуты красным шелком, сохранились две фигурные прорезные застежки. Обрез (срез книжного блока) позолочен.
В публикации использовано описание памятника, составленное В.А. Бушляковой.
Евангелие тетр. (Четвероевангелие) ХVI век.
Дерево, шелк, тафта, бумага, золочение.
Собрание Тверской областной картинной галереи.
