В 2023 году исполнилось 30 лет со дня кончины известного мастера советского искусства – графика, книжного иллюстратора, Заслуженного художника РСФСР Ирины Николаевны Воробьевой (1932 – 1993). Ее по истине «солнечные» и лиричные по духу произведения привлекают внимание зрителей правдивостью образного решения и мастерством художественного исполнения. Ряд значимых работ автора находится и в собрании Тверской областной картинной галереи.
И.Н. Воробьева родилась в Москве. Окончив Московскую среднюю художественную школу (ныне МЦХШ при Российской Академии художеств), она поступила в Московский Государственный художественный институт (ныне МГАХИ имени В.И. Сурикова). Одновременно в институте с ней учились такие известные в будущем мастера отечественного искусства, как Т.Т. Салахов, Ф.Д. Фивейский и другие.
И.Н. Воробьева проходила обучение на отделении «Графики», где ее педагогом был знаменитый художник Е.А. Кибрик. Он преподавал академический рисунок и композицию. «Большое значение он придавал развитию в учениках чувства композиции, ее цельности. У него была своя теория равновесия и контрастов» [1] вспоминала Ирина Воробьева о своем учителе. Уже после окончания МГХИ художница продолжала поддерживать дружбу с Евгением Кибриком, приезжая за советами к нему в его мастерскую, а также приглашая его на свои выставки.
Еще во время учебы Ирина Воробьева выезжала на творческую практику в Казахстан для выполнения ряда натурных этюдов, которые должны были показывать трудовые будни первых целинников. Эти живописные и графические зарисовки послужили основой для создания ее будущей дипломной работы – серии литографий «Люди целины», один лист из которой находится в собрании Тверской областной картинной галереи – это произведение «Весна на целине».
Художницу в тот период особенно интересовали образы героев великих советских строек. И вскоре после окончания учебы она вместе со своим супругом живописцем Г.А. Безукладниковым поехала в длительную творческую командировку по Сибири. Результатом этой насыщенной впечатлениями поездки стала созданная Ириной Воробьевой серия цветных эстампов «Люди Сибири».
Один лист из этой серии – «Над тайгой Сибирской» был приобретен у автора Государственной Третьяковской галереей. Также экземпляр данного эстампа хранится и в собрании Тверской областной картинной галереи вместе с другим листом из той же серии – «Новая улица в Братске». Эти два произведения также еще известны как иллюстрации к десятитомной детской энциклопедии, изданной в 1958-1962 годах Академией педагогических наук РСФСР.
Путешествия по Сибири вдохновили И.Н. Воробьеву на создание иллюстраций к роману В.Я. Шишкова (уроженца города Бежецка Тверской губернии) «Угрюм – река». К сожалению, при жизни художницы они так и не были полностью опубликованы и только благодаря переизданию известного романа издательством «Азбука» в 2020 году они, наконец, «увидели свет».
За свою творческую жизнь И.Н. Воробьева побывала в различных уголках нашей страны. Ездила она и в зарубежные творческие командировки, в которых не расставалась с карандашом и альбомом, выполняя различные натурные наброски. Художницу привлекало абсолютно все, что она встречала в путешествиях – панорамные пейзажи, старинные постройки, местные жители и многое другое. Так, после возвращения из поездки по Русскому Северу, находясь под впечатлением от архитектуры древних храмов, Ирина Воробьева выполнила линогравюру «Собор XVII века в Каргополе», отпечаток которой имеется в собрании Тверской областной картинной галерее.
С 1961 года художница со своим супругом проживала в городе Щелково Московской области, где вскоре появилась ее творческая мастерская со станком для печати гравюр. В это время в творчестве Ирины Воробьевой все больше появляется графический, орнаментальный и стилизованный художественный язык. Она экспериментирует с ручной печатью, применяя в оттисках своих работ многообразие цветных оттенков различных красок. В конце 1960-х годов художница создает свою новую графическую серию «Подмосковье мое». Лист под названием «Косари» из этой серии находится в собрании Тверской областной картинной галереи.
Тема простых людей занимает центральное место в творчестве художницы. Она поднимала проблему традиционного крестьянского быта, исчезновения деревень, появления на их месте высотной застройки и новой городской жизни. Так, в 1980-х годах возникли авторские работы «Богатая семья», «Прощание с домом» и другие из коллекции Тверской областной картинной галереи.
Творческая биография Ирины Воробьевой также связана и с Тверским краем, когда в Старицком и Торжокском районах создавались Музеи Александра Пушкина в Берново и Торжке. Тогда совместно с художником–графиком С.М. Никиреевым, они выполнили серию печатных эстампов «Пушкинские места Калининской области». Портрет великого поэта из этой серии ныне входит в золотую изобразительную пушкиниану отечественного искусства.
Многие годы художница работала на Комбинате художественных работ в Подмосковных Химках. Скончалась Ирина Воробьева 2 февраля 1993 года и похоронена на Гребневском кладбище в любимом художницей Щелково.
За тридцать пять лет творческой деятельности Ирина Воробьева оставила значительный пласт своего творческого наследия, многие работы из которого находятся в коллекциях лучших отечественных музеев. С ее уходом из жизни частично утрачена технология многоцветной гравюры, разработке которой художница посвящала многие свои плодотворные годы. В настоящее время произведения Ирины Воробьевой являются классикой отечественного искусства второй половины ХХ века. Замечательные графические произведения автора из собрания Тверской областной картинной галереи ярко иллюстрируют основные этапы насыщенной творческой деятельности художницы.
[1] «В поисках «солнечной долины». Ирина Воробьева» К 90-летию художника». Н.В. Богданова. Щелково, 2022. С. 18.
Текст: Константин Синявин, художник-реставратор Тверской областной картинной галереи
1. Воробьева Ирина Николаевна (1932-1993). Над сибирской тайгой. Бумага, линогравюра цветная. 68х54,5 см.
2. Воробьева Ирина Николаевна (1932-1993). «Косари» из серии «Подмосковье мое». 1969. Бумага линогравюра.
3. Воробьева Ирина Николаевна (1932-1993). Собор 17 века в Каргополе. 1969 г. Бумага цветная (синевато-серая), гравюра на картоне. 50х40,4 см.
4. Воробьева Ирина Николаевна (1932-1993). Страда сенокосная. 1969-1978 гг. Бумага, гравюра на картоне. 55,2х63,4.
5. Воробьева Ирина Николаевна (1932-1993). Прощание с домом. 1983 г. Бумага, гравюра на картоне. 49,8х60 оттиск.
6. Воробьева Ирина Николаевна (1932-1993). Богатая семья. 1983 г. Бумага, гравюра на картоне. 53х65,1 оттиск.
Собрание Тверской областной картинной галереи.
Фотография И.Н. Воробьевой. 1989 год. Фото из собрания Щелковского историко-краеведческого музея.
